«Наша задача - создать простор для творчества»


Заведующий звукотехническим цехом Театра Вахтангова 
Руслан Кнушевицкий рассказал корреспонденту «Театрала» о модернизации звукового комплекса театра и о возможностях, которые открылись благодаря новой технике.
 
- Руслан, расскажите, пожалуйста, про новое оборудование, которое во время ремонта этим летом установили в театре?

- На Основной сцене мы полностью обновили «парк» микрофонных радиосистем. Установили 32 радиоканала нового поколения evolution G4 немецкой фирмы SennheiserДополнили их петличными микрофонами DPA 4060 (их при необходимости крепят на костюме актера) и гарнитурами DPA 4066 (которые крепятся к голове артиста). Для соединения данного комплекта с нашей микшерной консолью Studer Vista 5, с помощью которой и осуществляется управление звуком на спектаклебыли установлены дополнительные карты микрофонных входов. Параллельно провели полную ревизию консоли, которая работает 8 лет фактически в ежедневном режиме. Заменили 42 фейдера (это такие «ползунки», позволяющие регулировать уровни громкости на пульте), механизмы которых просто стерлись за эти годы.

Также обратили пристальное внимание на чистоту радиоприема. Коллеги знают, что в центре Москвы много источников радиопомех. Поэтому для стабильности радиоприема на сцене под галереями была установлена система из 6 внешних антенн с усилителями.



Не могу не сказать несколько слов о нашей системе многосторонней служебной связи американской компании Clear Com. Она обеспечивает взаимодействие во время спектаклей и репетиций служб театра, находящихся в разных местах сцены и зала. В прежние годы у нас была установлена матричная система Eclipse с проводными панелями. Данный комплект отлично себя зарекомендовал. И этим летом удалось внедрить в нее беспроводную цифровую интерком-систему Clear Com FreeSpeak II. Для этого на разных уровнях сцены и зала были установлены 20 антенн, что обеспечит равномерное покрытие сигналом. А 40 водостойких белтпаков (аналоги портативных раций) обеспечат хорошую разборчивость и комфортное прослушивание всех команд помощника режиссера во время спектакля. Такие комплекты служебной связи существуют только в лучших мировых театрах и, может быть, в 2-3 крупнейших театрах России.
 
- А что на Новой сцене изменилось в плане звука?

- Что касается Новой сцены, то в прошлом сезоне мы сыграли премьеру спектакля «Люся. Признание в любви» с Нонной Гришаевой в главной роли. Это наш первый музыкальный спектакль на Новой сцене с «живым» оркестром, вокал-бэндом и большим количеством разнообразных микрофонов, которые пришлось брать в аренду. Этим летом руководство театра приняло решение приобрести необходимые микрофоны. Так что теперь Новая сцена обладает своими инструментальными микрофонами DPA 4099 с комплектом креплений для разных музыкальных инструментов и вокальными микрофонами Sennheiser HSP4 и DPA 4060, которые уже используются и на репетициях нового музыкального спектакля «Соломенная шляпка».

Несколько слов хотел бы сказать и про систему звукоусиления. Так как музыкальные спектакли требуют немного иного подхода, то мы дополнили наш высококачественный акустический комплекс MeyerSound:. для дозвучки первых рядов были установлены колонки MeyerSound UP-Junior, а для уравновешения звука по центру зала сформирован центральный кластер на базе Meyer Sound UPJ-1P. Так что теперь все зрительские места покрыты равномерным уровнем звукового давления.

- У Театра Вахтангова 6 залов. На остальных сценах что-то поменялось в этом году?

-  Да. На Симоновской сцене в зале «Амфитеатр» мы установили систему объемного звука, аналогичную той, что уже существует в Камерном зале. Оптимизировали и улучшили звуковой комплекс Арт-кафе. Но, наверное, самые глобальные изменения произошли в нашем красивом большом зрительском фойе исторического здания. Здесь проходят разнообразные мероприятия: пресс-конференции, презентации, выставки, концерты, капустники, здесь 13 января весь театр торжественно отмечает Старый Новый год. Для звукоусиления нам приходилось каждый раз выставлять комплект оборудования, который едва ли справлялся с таким большим и очень гулким пространством. Отражения звука от пола и стен неизбежно приводили к искажениям, невозможно было добиться разборчивости речи и вокала. Решить эту проблему возможно только путем организации стационарного комплекса звукоусиления фойе. Год назад мы начали работы с создания акустического проекта: приглашенный инженер-акустик Владимир Яшкин провел комплекс измерений архитектурной акустики и создал на их основании акустическую модель фойе. И только затем была сформирована спецификация необходимого оборудования. Было решено использовать новые линейные массивы Kling & Freitag Vida M220, которые вышли в этом году. Их главная особенность в том, что есть возможность дистанционного управления в реальном времени каждым динамиком (их более 40 штук в каждой колонне, а всего колонн 6). Данные возможности очень помогли нам при настройке и позволили справиться с акустическими особенностями фойе. Мы установили данные системы в трех точках, в зависимости от возможного расположения сцены. Дополнили их низкочастотными системами Kling & Freitag SW 112 – SP и системами дозвучки ближних зон Kling & Freitag Passio.

По просьбе главного художника театра Максима Обрезкова все колонки были выкрашены в цвета фойе и идеально вписались в архитектуру. Мы уже провели пробные тесты данных систем и с удовлетворением отмечаем – мы победили!!!


-  Значит, оборудование уже готово для эксплуатации в новом сезоне?
- Идет финальный этап настройки и пуско-наладки. К началу сезона все успеем доделать!

- Какие возможности это открывает для новых постановок?  И для нашей премии «Звезда Театрала», которая традиционно проходит в Театре Вахтангова?

- У нас огромный и разножанровый репертуар, в театре работают Римас Туминас, Юрий Бутусов, Владимир Иванов, Александр Коручеков, Михаил Цитриняк, Уланбек Баялиев и другие режиссёры, в том числе европейские. Каждый из них выдвигает свои требования к музыке и звуку в спектакле. Наша задача – создать всем максимально удобные условия и дать простор для творчества и поиска, чтобы режиссер и композитор были ограничены только своей фантазией, а не техническими возможностями. А помимо спектаклей мы проводим и другие мероприятия – концерты (в том числе авторской музыки нашего композитора Фаустаса Латенаса), презентации, церемонии вручения премий, среди которых и премия «Звезда Театрала». Надеемся, что нашим гостям будет максимально комфортно и приятно работать на наших сценах.
 
- Замечательно, что хоть что-то хорошее удалось сделать во время пандемии!

- Да, у нас процесс не останавливался ни на секунду, потому что наш энергичный директор Кирилл Крок просто не даёт расслабиться. Но это здорово! Без поддержки Кирилла Игоревича и художественного руководителя театра Римаса Владимировича Туминаса всё это было бы невозможно. То внимание, которое они уделяют развитию нашего театра, каждой его составляющей, дорогого стоит.

Пандемия дала нам некоторую паузу в насыщенном графике. Обычно мы играем около 1000 спектаклей за сезон, проходят ежемесячные гастрольные поездки, параллельные репетиции премьер на нескольких площадках. А здесь появились дополнительные 2,5 месяца, помимо летнего отпуска, которые позволили, пусть и с соблюдением всех необходимых мер предосторожности, проделать в этом году огромный объем работы. Мы постарались использовать это время максимально эффективно, чтобы достойно подготовить наш театр к его 100-летию. Надеюсь, что музыкальная симфония Вахтанговского театра никогда не закончится!